Славный путь НПО имени С.А. Лавочкина

XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, это время торжества науки и человеческого интеллекта и, безусловно, эпоха золотых страниц покорения космического пространства, значительная часть которых принадлежит нашему предприятию. Здесь, в подмосковных Химках, силой инженерной мысли, интегрированной в технологический процесс индустриального производства, создавалась уникальная техника, совершившая не один космический прорыв.

В 2017 году НПО имени С.А. Лавочкина исполняется 80 лет. За этой датой кроется долгая напряженная интеллектуальная работа. Люди, которые ее выполняли, сделали наше предприятие ведущей организацией ракетно-космической промышленности. Сегодня нам по силам изготавливать космические комплексы и системы для проведения фундаментальных научных, астрофизических и планетных исследований, не уступающие мировым аналогам. Наши разгонные блоки для выведения спутников на околоземные орбиты признаны лучшими в мире. Все это стало возможным благодаря интеллекту и таланту людей, работавших до нас и вместе с нами.

В исторических фактах, изложенных в этой статье, можно проследить все 80 лет опыта, который повлиял на становление НПО имени С.А. Лавочкина — одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли.

Untitled-411.jpg

САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

СА_Лавочкин_1943_Горький.jpg

История Научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Народный комиссариат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом № 121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301.

В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами — С.А. Лавочкиным, В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛаГГ-3. Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.

За время Второй мировой войны военно-воздушным силам СССР было передано более 22 тысяч самолетов – истребителей «Ла», что составило треть фронтовой истребительной авиации страны. За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей (Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А. Лавочкина было награждено высшей правительственной наградой — орденом Ленина (1944 год).

Начиная с 1945 года, ОКБ С.А. Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. К 1947 году был создан истребитель Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом. Продолжением этой работы стал разработанный под руководством С.А. Лавочкина первый отечественный самолет с крылом большой стреловидности — Ла-176, на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука. Потом был всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951 год), а в 1957 году — Ла-250 («Анаконда») — истребитель, не уступающий самым совершенным машинам того времени и оснащенный ракетами класса «воздух-воздух» с головками самонаведения, которые также разрабатывались в конструкторском бюро С.А. Лавочкина.

РАКЕТОСТРОЕНИЕ

ЗУР 217. Зенитная управляемая ракета конструкции С.А. Лавочкина

Проектирование ракет военного назначения была наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода № 301. Еще в 1950 году С.А. Лавочкин получил ответственное правительственное задание — создать зенитные управляемые ракеты для новейшей ракетной системы ПВО, предназначенной защищать крупные индустриальные центры страны и прежде всего Москву. И в 1955 году вокруг столицы появились защитные «московские кольца» системы ПВО С-25 («Беркут») с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) «205». Более 20 лет различные модификации этих ракет находились на боевом дежурстве, охраняя небо над Москвой.

За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В середине 50-х годов была создана и прошла успешные испытания первая в мире межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря». Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию «Бури» на десятилетия опережали время. Ракеты имела полностью титановый корпус и была оснащена системой астронавигации.

За два десятилетия возглавляемое Семеном Алексеевичем опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны.

9 июня 1960 год Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО «Даль».

Решением Правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться — «Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина».

С 1962 по 1964 год завод был филиалом ОКБ-52 — конструкторского бюро, возглавляемого В.Н. Челомеем. Сюда были переданы работы по созданию ракет для Военно-Морского Флота (противокорабельные ракеты, ракеты системы «Аметист»).

КОСМОС БАБАКИНА

В 1965 году была открыта новая «глава».

В середине 1960-х годов Сергей Павлович Королев принял решение: часть задач его «космической империи» предстоит отныне решать ОКБ и заводу им. С.А. Лавочкина.

В 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина стал заниматься разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, созданием искусственных спутников Земли, а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес И.Н. Лукин — директор предприятия с 1954 по 1970 год.

В 1965 году Главным конструктором ОКБ был назначен Георгий Николаевич Бабакин. С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.

НА ЛУНУ...

Самоходный аппарат «Луноход-2» для проведения научных исследований на лунной поверхности.

Впервые космические аппараты, созданные на предприятии, осуществили мягкую посадку на Луну. Станции нового поколения «Луна-16», «Луна-20» произвели автоматический забор и доставку на Землю образцов лунного грунта. Впервые самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.

За блестящее выполнение Лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 года был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

НА ВЕНЕРУ...

Начиная с 1967 года к Венере стартовали космические межпланетные станции «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6» и «Венера-7», созданные под руководством Г.Н. Бабакина. Именно посадочному аппарату станции «Венера-7» (1970 г.) впервые в мире удалось достичь поверхности планеты и передать данные о температуре и давлении с места посадки, а также газовом составе атмосферы.

Идеи Георгия Николаевича Бабакина и разработанные под его руководством космические аппараты стали основой для развития следующих проектов.

ВРЕМЯ НПО ИМЕНИ С.А. ЛАВОЧКИНА

С конца 1971 года ОКБ возглавил новый главный конструктор — С.С. Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций «Марс-4» — «Марс-7». Две из них стали искусственными спутниками Марса.

Панорамный снимок поверхности Венеры, снятый аппаратом Венера-9 и Венера-10

В 1977 году главным конструктором, а в 1987 году Генеральным конструктором и Генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина стал В.М. Ковтуненко. Впервые в мире станции «Вега-1» и «Вега-2» передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея. Под его руководством был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал «Фобос». Его 200-суточный перелет к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе. Реализация столь масштабных проектов стала возможна благодаря отлично отлаженному производству, руководил которым А.П. Милованов - директор НПО им. С.А. Лавочкина с 1970 по 1987 год

АСТРОФИЗИКА

При тесном сотрудничестве с учеными-астрофизиками НПО им. С.А.Лавочкина успешно справилось с ролью головной фирмы в области создания внеатмосферных астрофизических обсерваторий.



Более шести лет проработала в космосе космическая обсерватория «Астрон» (дата запуска - 1983 год), и более девяти лет - обсерватория «Гранат» (дата запуска - 1989 год) Научные результаты, полученные этими космическими аппаратами, вошли в историю мировой астрофизики и легли в основу множества научных работ. В период с 1972 по 1996 создана серия космических аппаратов «Прогноз». Это специализированные спутники Земли, позволявшие проводить непрерывную передачу данных астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей в реальном времени. Благодаря своей универсальности, КА «Прогноз» широко использовались для проведения научных исследований по программе «Интеркосмос». В проведении уникальных космических экспериментов, с помощью наших автоматических станций, принимали и принимают участие многие научные организации и фирмы как в России, так и за рубежом. Современные научные приборы на борту станций позволяют ученым всего мира получать ценную научную информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.

КОСМИЧЕСКИЙ БУКСИР

РБ Фрегат в цехе окончательной сборки

В 1994 году в соответствии с новым Гражданским Кодексом РФ вводится полное наименование предприятии — ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина». В то же время, с середины 90-х годов, на предприятии начались работы по созданию универсального разгонного блока «Фрегат» с двигательной установкой многократного запуска. 9 февраля 2000 года разгонный блок «Фрегат», разработанный в НПО им. С.А. Лавочкина, совершил первый квалификационный полёт. В рамках испытаний нового универсального разгонного блока в составе РН «Союз» на орбиту был выведен макет искусственного спутника Земли. Этот старт положил начало успеха нашего разгонного блока. За 17 лет было обеспечено 59 пусков разгонного блока «Фрегат» различных модификаций, на расчетные орбиты выведены более 120 космических аппаратов как российского, так и зарубежного производства, среди которых спутники российской навигационной системы «ГЛОНАСС» и европейской «Галилео», телекоммуникационные аппараты «Глобалстар-1» и «Глобалстар-2», «O3b», «Hispasat», метеорологические КА «Электро-Л» №1 и №2, научные КА «Спектр-Р», «Венера-Экспресс» и многие другие. В перечень орбит, на которые были выведены КА, вошли круговые в интервале высот от низких до геостационарных с различными наклонениями, в том числе солнечно-синхронные и полярные; эллиптические (типа «Молнии», геопереходные и перелёта в точку либрации системы Солнце – Земля); а также отлётные траектории к другим планетам. Запуски РБ «Фрегат» осуществляются с космодромов «Байконур», «Плесецк», ГКЦ (Французская Гвиана). В настоящее время ведутся работы по созданию комплекса РБ «Фрегат» на космодроме «Восточный» и ближайшем будущем запланирован запуск с нашего первого гражданского космодрома. Универсальный разгонный блок «Фрегат», созданный в ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина», обладает высочайшими тактико-техническими характеристиками: полная автономность работы, длительное (до 2-х суток) время активного существования, алгоритмы управления, позволяющие преодолевать нештатные ситуации, многократность (до 7 раз) включения маршевой двигательной установки, возможность запуска с трех космодромов, что дает разгонному блоку неоспоримые и непревзойденные конкурентные преимущества над мировыми аналогами. При эксплуатации «Фрегата» впервые в России аппаратура спутниковой навигации «Глонасс»-GPS была использована в контуре управления разгонным блоком, что обеспечило исключительно высокую точность выведения.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ

20 января 2011 года запущен первый КА серии «Электро-Л», 11 декабря 2015 – второй. Космические аппараты входят в состав геостационарной гидрометеорологической космической системы (ГГКС) и предназначены обеспечивать оперативной гидрометеорологической информацией службы, отвечающие за мониторинг окружающей среды. В апреле 2012 года КА «Электро-Л» №1 сделал одно из самых подробный изображений нашей планеты, полученных метеорологическим зондом: снимок Земли с небывалым разрешением в 121 мегапиксель (пространственное разрешение 1км/пиксель). Сегодня космические аппараты продолжают работать. Успешная работа ГГКС «Электро-Л» заложила основу для развития данного направления в НПО имени С.А. Лавочкина. И, сегодня, к запуску готовится третий аппарат этой серии – «Электро-Л» №3, а также спутник новой серии «Арктика», предназначенный для мониторинга арктического региона нашей планеты с высокоэллиптической орбиты. Совместное использование информации с геостационарных и высокоэллиптических космических аппаратов позволит решить задачу квазинепрерывного получения метеоданных.

СОВРЕМЕННАЯ АСТРОФИЗИКА

КА Спектр-Р на электроиспытаниях

На предприятии продолжается работа по созданию орбитальных астрофизических обсерваторий. 18 июля 2011 года был запущен КА «Спектр-Р», разработанный в НПО им. С.А. Лавочкина. Космический комплекс «Спектр-Р» входит в международный проект «РадиоАстрон» и совместно с земными радиотелескопами, расположенными в разных уголках Земли, образует радиоинтерферометр со сверхбольшой базой, что позволяет получать научные данные с рекордным угловым разрешением, зафиксированным в сентябре 2016 года на уровне 11 микросекунд дуги. Основной научный инструмент проекта - КА «Спектр-Р». Это космический радиотелескоп диаметром 10 метров, он состоит из 27 лепестков, раскрывающихся в параболическую антенну, и центрального зеркала диаметром 3 метра. Он является крупнейшим в мире космическим телескопом, что было отмечено в книге рекордов Гиннеса.

Научные данные, полученные проектом, потребовали принципиального пересмотра фундаментальных астрофизических теорий.

В рамках российско-германского проекта создается уникальная астрофизическая обсерватория для исследования Вселенной в рентгеновском диапазоне – «Спектр-РГ». Космический аппарат будет построен на унифицированной платформе «Навигатор», разработанной в НПО им. С.А. Лавочкина. Он будет оснащен двумя рентгеновскими телескопами – ART-XC и eROSITA, разработанными в ИКИ РАН (Россия) и Институте им. Макса Планка (Германия) соответственно. В первые четыре года работы телескоп будет сканировать всё звездное небо, создавая "карту", после этого ученые будут наблюдать наиболее интересные для мирового научного сообщества объекты во Вселенной. Запуск запланирован на первую половину 2018 года.

ПЛАНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Луна_Глоб_10_2014.jpg

В НПО имени С.А. Лавочкина разработана стратегия по исследованию Луны автоматическими комплексами, которая включена в Федеральную космическую программу России на 2016-2025 годы и включает в себя четыре этапа.

На первом этапе с запуском в 2019 году предусматривается создание автоматической межпланетной станции «Луна-Глоб» (Луна-25) с сокращенным составом научной аппаратуры, которая должна обеспечить отработку базовых технологий мягкой посадки на поверхность Луны в районе Южного полюса. Затем, в 2020 году, к естественному спутнику Земли отправится орбитальный космический аппарат «Луна-Ресурс ОА» (Луна-26), он будет функционировать на окололунной круговой полярной орбите высотой 200 км примерно в течение года. Задачами космического аппарата на этом этапе станут сбор и передача на Землю информации с посадочной станции, а также проведение научных исследований комплексом научной аппаратуры. В 2021 году на Южный полюс Луны будет отправлен второй посадочный аппарат «Луна-Ресурс ПА» (Луна-27) с криогенной глубинной бурильной установкой. Он будет оснащен системой высокоточной и безопасной посадки, которая позволит существенно повысить точность посадки (до 3 километров), тем самым улучшить возможности для выбора предпочтительного места проведения научных исследований. Доставка добытого грунта в первозданном состоянии из полярной области станет задачей космического аппарата «Луна-Грунт» (Луна-28), запуск которого намечен ближе к 2025 году.

Приоритетным проектом по исследованию Марса является российско-европейская миссия «ЭкзоМарс» - совместная двухэтапная программа Госкорпорации «Роскосмос» и Европейского космического агентства.

Космический аппарат «ЭкзоМарс-2016» - первый этап данной программы - запущен 14 марта 2016 года. Задачами миссии являются изучение биологического и геологического происхождения значимых газовых примесей марсианской атмосферы, распределения водяного льда в грунте Марса при помощи орбитального модуля TGO, а также отработка технологии входа в атмосферу планеты, спуска и посадки. К сожалению, демонстрационный посадочный модуль EDM из-за нештатной ситуации не достиг поверхности планеты. Орбитальный аппарат, на борту которого работают два научных прибора, разработанных в ИКИ РАН, продолжает сбор и передачу на Землю уникальных данных.

Космический аппарат «ЭкзоМарс-2020» - второй этап программы - запуск планируется в 2020 году. НПО им. С.А. Лавочкина -головной исполнитель и координатор работ с российской стороны, а также разработчик и изготовитель десантного модуля с посадочной платформой.


Перспективу успешного продолжения своей легендарной исторической летописи коллектив НПО имени С.А. Лавочкина видит в планомерно и систематически реализуемых проектах, утвержденных Федеральной космической программой России и отражающих творческие возможности нынешнего коллектива «конструкторской школы Лавочкина и Бабакина», пополняемого за счет постоянного притока молодежи, способного создавать самую современную технику, отвечающую мировым стандартам качества и конкурентоспособную на международном рынке.