Чьё имя мы с гордостью носим

Cемён Алексеевич Лавочкин

Lav_00.jpgСемён Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 г. в Смоленске в семье простого учителя. В 1917 г. окончил гимназию с золотой медалью и ушел добровольцем в Красную гвардию. До 1920 г. служил в пограничной дивизии рядовым. В 1920 г. был командирован для обучения в МВТУ имени Баумана. В 1929 г. окончил аэромеханический факультет, получил квалификацию инженера-аэромеханика. С 1930 г. работал в различных конструкторских бюро в Москве.

В начале 1939 года правительство объявило конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли работавшие в Первом главном управлении Наркомата авиационной промышленности Владимир Петрович Горбунов (начальник 4-го отдела ПГУ НКАП), Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иванович Гудков (инженеры этого отдела). Выдвинутый ими проект скоростного истребителя "К" получил поддержку тогдашнего наркома авиапромышленности М.М. Кагановича. Самолет "К" имел цельнодеревянную конструкцию, и завод в подмосковных Химках №301 с хорошим деревянным производством как нельзя лучше подходил для постройки опытного экземпляра. Так в сентябре 1939 года на заводе организуется новое опытно-конструкторского бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами - В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым.

В начале 1940 года постройка опытного экземпляра, получившего по номеру завода индекс И-301, была закончена и 30 марта 1940 года самолет совершил первый вылет. Прошедшие в 1940 году государственные испытания подтвердили перспективность самолета. Однако правительством была поставлена задача увеличить дальность полета с 600 до 1000 км, что было выполнено на втором опытном экземпляре и подтверждено контрольными испытаниями в конце 1940 года. Приказом НКАП от 9 декабря 1940 года первый опытный экземпляр И-301 стал именоваться ЛаГГ-1, а второй экземпляр с увеличенной дальностью - ЛаГГ-3, который был принят к серийному производству. За создание ЛаГГ-3 главные конструкторы В.П.Горбунов, С.А.Лавочкин и М.И.Гудков весной 1941 года стали лауреатами Сталинской премии.

Lav_02.jpg Правительство приняло решение поставить самолет в серию сразу на шести заводах: №21 в Горьком, №23 в Ленинграде, №31 в Таганроге, №153 в Новосибирске, №165 в Днепропетровске и №463 в Таллине. Правда два из них - Днепропетровский и Таллинский - так и не приступили к работе.

К этому времени вся работа по доводке самолета сосредоточилась в руках С.А. Лавочкина. В.П. Горбунов указанием наркомата был освобожден от руководства. М.И. Гудков занялся самостоятельной конструкторской деятельностью.

16 ноября 1940 года приказом НКАП С.А. Лавочкин был назначен главным конструктором завода №21 с обязательством полностью сосредоточиться на внедрении в серию И-301. Ему передавались все конструкторские отделы с опытным производством. Директор завода №301 Ю.Б.Эскин обязывался выделить в распоряжение Лавочкина группу инженеров, работавших с ним, и откомандировать их в Горький.

За годы Великой Отечественной войны в ОКБ С.А.Лавочкина были разработаны несколько серийных истребителей - Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Также построены опытные высотные истребители Ла-5 с ТК-3, Ла-5 ФТК, Ла-5 "А" с крылом увеличенной площади, опытный истребитель Ла-5 с мотором М-71 и двухместный учебно-тренировочный самолет УТИ Ла-5, а также проведены многие работы по улучшению серийной конструкции. С 1941 по 1945 г.г. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". На них воевали и асы, и недавние выпускники летных училищ. В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою летчиков-асов - Героев Советского Союза И.Н.Кожедуба, А.И.Покрышкина, А.П.Маресьева. Они громили врага на самолетах конструкции Лавочкина.

За создание самолета Ла-5 в июне 1943 года главный конструктор С.А.Лавочкин удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии, орденами и медалями награждены многие работники ОКБ и серийного завода.

Ла-7 стал одним из лучших самолетов-истребителей II мировой войны. И.Н.Кожедуб за время своей боевой работы на самолетах Ла-5 и Ла-7 сбил 62 самолета противника. За создание истребителя Ла-7 в январе 1946 года С.А.Лавочкин в третий раз стал лауреатом Сталинской премии. В целом, истребители С.А.Лавочкина, наряду с истребителями ОКБ А.С.Яковлева, в течение всей Великой Отечественной войны составляли костяк советских ВВС.

Развитием винтомоторного Ла-7 (1944 г.) стали в послевоенные годы последние поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11.

После войны С.А.Лавочкин активно работал над созданием реактивных самолетов. В его ОКБ, вернувшемся из г. Горького в подмосковные Химки еще в 1945 г., были разработаны экспериментальные и серийные реактивные истребители.

Lav_06.jpgЛа-160 (1947 г.) стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 г. впервые в СССР на истребителе Ла-176 летчик О.В.Соколовский достиг скорости звука в полете со снижением.

За комплекс работ по созданию скоростных реактивных истребителей со стреловидными крыльями в 1948 г. С.А. Лавочкину в четвертый раз было присуждено звание лауреата Сталинской премии.

В конце 40-х - начале 50-х годов в ОКБ создан всепогодные истребитель перехватчик Ла-200 с радиолокационной станцией (РЛС), предназначенный для уничтожения самолетов противника в любых метеоусловиях и в любое время суток.

Lav_03.jpg1950 год стал переломным годом в работе ОКБ С.А. Лавочкина. Решением правительства именно его коллективу было поручено ответственное задание: спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет, обладающих высокими, до тех пор невиданными тактико-техническими данными. Речь шла о создании зенитных управляемых ракет (ЗУР) для первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25).

Предстояло начинать фактически с нуля и пройти весь путь от идеи до создания системы. В период 1951 - 1955 г.г. под руководством С.А.Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР "205" - "215" и ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут" - с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов (ЗУР "217М" "218").

Lav_05.jpgЗа создание первых отечественных ЗУР в 1956 г. ОКБ было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а С.А.Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.

С 1950 г. параллельно с ракетной тематикой С.А.Лавочкин приступил к созданию беспилотного самолета-мишени Ла-17, который мог использоваться также как фронтовой фоторазведчик (с соответствующей фотоаппаратурой).

Судьба этой работы Лавочкина - пример необычайного "долголетия": с 1954 г. по 1993 г. самолеты-мишени Ла-17 находились в серийном производстве (ежегодно выпускалось 500-600 штук) и применялись в войсках ПВО.

Lav_07.jpgВ 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, практически в то же время (1955 г.), проектирует новый зенитный комплекс ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

Работы по "Буре" продолжались до 1960 г. и завершились успешными испытаниями. При ее разработке Генеральному конструктору пришлось решать множество труднейших технических и конструкторских задач: преодоление звукового барьера, обеспечение устойчивого полета при скорости свыше 3500 км/ч, создание конструкции, способной работать в условиях сверхвысоких температур. И все это в неимоверно сжатые сроки - подгоняла "холодная война". Несмотря на все трудности "Буря" прошла 18 испытательных пусков! Аналогичная крылатая ракета "Навахо", создаваемая в США в 1961-63 г.г., не дошла даже до стадии летных испытаний - настолько велики были встретившиеся при этом технические трудности.

Lav_10.jpgВ июне 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скоропостижно скончался на одном из южных полигонов от сердечного приступа. Последние пуски ракеты "Буря" проводились уже без Генерального конструктора.

Созданная С.А. Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и сегодня. Память о выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет не только в названии предприятия, им основанного, - Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина - но и в памяти людей, которым посчастливилось работать с Семёном Алексеевичем, и которые передают опыт новым поколениям лавочкинцев.