75 лет Победы в Великой Отечественной войне: предприятие в годы войны

08.05.2020
В 1941 году коллектив НПО Лавочкина, тогда авиационного завода № 301, как и весь советский народ, встал на защиту Родины. Вчерашним рабочим пришлось взять в руки оружие. В тылу на борьбу с фашистскими захватчиками поднялись старики, женщины, подростки. Они заменили ушедших на фронт мужчин. Завод перешел на режим военного времени: работали по 14-16 часов в сутки, в две-три смены, без выходных.

Результаты воздушных единоборств на фронтах Великой Отечественной войны определили направление нового творческого поиска коллектива ОКБ, работавшего тогда в г. Горький (Завод № 21) и возглавляемого в то время Семеном Алексеевичем Лавочкиным, – применение более мощных авиационных двигателей и улучшение аэродинамических форм конструкции самолета ЛаГГ-3 (к началу Великой Отечественной войны воздушный флот страны располагал более чем тремястами самолетами ЛаГГ-3). Так появился самолет Ла-5 – фронтовой истребитель, сыгравший в военный период огромную роль. Создаваемый из недефицитных материалов, что в те годы имело немаловажное значение, он сочетал высокие тактико-технические характеристики с надежностью и необычайной живучестью. Не сокращая количества уже выпускавшихся и столь необходимых фронту «боевых единиц» ЛаГГ-3, завод № 21 перешел на выпуск нового самолета, продолжая одновременно его совершенствование. В сентябре 1942 года полки новых истребителей Ла-5 были впервые и весьма эффективно использованы в сражениях за Сталинград, а в боях на Курском направлении уже было достигнуто превосходство Ла-5 по всему комплексу летных характеристик над различными модификациями «Мессершмитта-109» и «Фокке-Вульф-190».

lagg_3.jpg

Истребитель ЛаГГ-3


Главный конструктор Ла-5 С.А. Лавочкин в июне 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда, орденами и медалями награждены многие работники его ОКБ и заводов, выпускающих самолет серийно. В то же время на базе, не эвакуированной части авиационного завода № 301 (г. Химки), круглосуточно, бесперебойно – даже при ведении боевых действий в непосредственной близости от города Химки – восстанавливали прибывающих с фронта израненных «крылатых бойцов» и отправляли их вновь в сражающиеся полки. Затем, до 1945 года, на территории нашего завода серийно собирали истребители марки «Як». Работали на заводе не покинувшие родные места химчане, жители ближайших деревень и Москвы.

la_5.png

Истребитель Ла-5 


Дальнейшие работы ОКБ по улучшению конструкции и аэродинамики самолета привели к созданию Ла-7 (скорость 680 км/час, вооружение – три пушки калибра 20 мм), который по праву считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны. За время войны Военно-воздушным Силам страны было передано более 22 тысяч самолетов-истребителей «Ла» и «ЛаГГ», что составило фактически треть советской фронтовой истребительной авиации. На них воевали и асы, и недавние выпускники лётных училищ. В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою лётчиков-асов – Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба, А.П.Маресьева, К.А. Евстигнеева.

la7.jpg

Истребитель Ла-7


За трудовой героизм и самоотверженность коллектив ОКБ, руководимый С.А. Лавочкиным, в ноябре 1944 года был отмечен высшей правительственной наградой – орденом Ленина.

Lavochkin_.jpg

На первом плане С.А. Лавочкин (справа) и И.Н. Кожедуб


Количество показов: 225

Возврат к списку