Главная
Наше предприятие
Руководитель
Новости
Текущие проекты
Вестник НПО
Наш архив
Музей
Вопрос-ответ
Вакансии
Аспирантура
Кафедра №612Б
Проблемный Совет №4A "Бортовые системы и приборы"
Закупки
Информация о приватизации
Контакты
latest news
Подпишитесь на новости и получайте сообщения об обновлениях и анонсы новых, публикуемых на сайте материалов.

Вы можете в любой момент отказаться от подписки.

Ваш e-mail адрес:

Подписаться
Отказаться


История НПО им. С.А.Лавочкина

История Научно-производственного объединения им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом №0121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301.

Первым директором завода был назначен Ю.Б.Эскин, а конструкторское бюро возглавил А.А.Дубровин., Основной задачей завода стало освоение лицензионных французских легких истребителей "Кодрон". Позднее было получено и задание на выпуск учебно-тренировочного самолета УТ-2 конструкции А.С.Яковлева.

В мае 1939 года в СССР был проведен конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли Владимир Петрович Горбунов (начальник 4-го отдела 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности), Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иванович Гудков (инженеры этого отдела).Предложенный ими проект скоростного истребителя оказался в числе лучших. Базой для создания опытных образцов этого самолета был определен завод № 301.

В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами - В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛАГГ-3.

Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Горбунова, Лавочкина и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.

Основная часть ОКБ, во главе с С.А.Лавочкиным в 1940г. была переведена в Горький, где и началось серийное производство ЛАГГ-3 . Здесь коллектив и застала Великая Отечественная война.

За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей(Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А.Лавочкина было награждено орденом Ленина (1944 г.). В 1945 г. ОКБ С.А. Лавочкина из г. Горького вернулось в Химки: подмосковный завод №301 вновь становится его опытной базой.. С этого времени в биографии ОКБ и завода открывается новая страница.

Наступала новая эпоха - эпоха реактивной авиации.

Начиная с 1945 года, ОКБ С.А.Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. К 1947 г. был создан истребитель Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом.

Продолжением этой работы стал разработанный под руководством С.А.Лавочкина первый отечественный самолет с крылом большой стреловидности - Ла-176, на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука.

Потом был всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951 г.), а в 1957 г. - Ла-250 ("Анаконда") - истребитель, оснащенный ракетами класса "воздух - воздух" с головками самонаведения. Ракеты эти также были созданы в конструкторском бюро Лавочкина.

Разработка ракет военного назначения была еще одной, наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода №301.

Еще в 1950 г. С.А. Лавочкин получил ответственное правительственное задание создать новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и, прежде всего, Москвы.

В кратчайшие сроки были проведены конструкторские, испытательные работы, и к 1955 г. вокруг столицы появились защитные "московские кольца" системы ПВО С-25 ("Беркут") с зенитными управляемыми ракетами ЗУР-205. Более 20 лет различные модификации этих ракет находились на боевом дежурстве, охраняя небо над Москвой.

За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завод были награждены орденом Трудового Красного Знамени (1956 г.).

В 1957 г . была создана и прошла. успешные испытания первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета "Буря", оснащенная системой астронавигации и способная нести атомную бомбу на межконтинентальные расстояния ( до 8 тысяч км). Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию "Бури" на десятилетия опережали время...

За два десятилетия возглавляемое Семеном Алексеевичем опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны.

9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО "Даль" .

Решением правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться - Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина.

С 1962 по 1964 г.г. завод был филиалом ОКБ-52 - конструкторского бюро, возглавляемого В.Н.Челомеем. Сюда были переданы работы по созданию ракет для Военно-Морского Флота (противокорабельные ракеты, ракеты системы "Аметист").

А в 1965 г. в биографии лавочкинцев была открыта новая, космическая "глава".

В середине 60-х годов Сергей Павлович Королев принял решение: часть задач его "космической империи" предстоит отныне решать ОКБ и заводу имени Лавочкина.

Так в 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры , Марса, созданием искусственных спутников Земли , а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес И.Н. Лукин - директор предприятия с 1954 г. по 1970 г.

В 1965 г. Главным конструктором ОКБ имени Лавочкина стал Георгий Николаевич Бабакин. С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.

Впервые космические аппараты, созданные на предприятии им. С.А. Лавочкина, осуществили мягкую посадку на Луну. Станции нового поколения "Луна-16", Луна-20" произвели автоматический забор лунного грунта и доставили его на Землю. Впервые самоходный аппарат "Луноход-1", управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.

За блестящее выполнение лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 г. был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.

Начиная с 1967 г. к Венере стартовали космические межпланетные станции "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6" и "Венера-7", созданные под руководством Г.Н.Бабакина. Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

В середине 60-х годов появилось понятие "военный космос". Руководил этой работой Г.Н. Бабакин. Однако первый запуск спутника (1972 г.) состоялся уже без участия Главного конструктора.

3 августа 1971 г. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук СССР Георгий Николаевич Бабакин скоропостижно скончался на 57-м году жизни. Но идеи Г.Н. Бабакина и разработанные под его руководством космические аппараты продолжили свою жизнь и развитие в последующих проектах.

С конца 1971 г. ОКБ возглавил новый главный конструктор - С.С. Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование "Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина", занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций "Марс-4" - "Марс-7". Две из них стали искусственными спутниками Марса.

В 1977 г. главным конструктором , а в 1987г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина стал В.М. Ковтуненко.

Были продолжены исследования Венеры, уникальные астрофизические обсерватории "Астрон" и "Гранат" исследовали галактические и внегалактические источники, звездные объекты, "черные дыры", квазары и пульсары в широком диапазоне излучений.

Впервые в мире станции "Вега-1" и "Вега-2" передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея.

Был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал "Фобос". Его 200-суточный перелет к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе.

Реализация столь масштабных проектов была возможна благодаря отлично отлаженному производству, руководил которым А.П. Милованов, директор НПО им. Лавочкина в период с 1970 г. по 1987 г.

Автоматическую межпланетную станцию "Марс-96" коллектив НПО им. С.А. Лавочкина разрабатывал под руководством генерального конструктора и генерального директора С.Д. Куликова, возглавившего предприятие в конце 1997 г.

"Марс-96" стартовал в ноябре 1996 г. Однако из-за неполадок в работе разгонного блока носителя станция не вышла на траекторию перелета к Мару и, совершив 3 витка вокруг Земли, упала в Тихий океан.

В 90-е годы на предприятии в интересах Центрального банка РФ и других финансово-промышленных структур создана система спутниковой связи "Банкир".

С середины 90-х годов в НПО им. С.А. Лавочкина начались работы по созданию универсального разгонного блока "Фрегат" с двигательной установкой многократного запуска. За период 2000- 2003 гг. было проведено 6 успешных запусков блока "Фрегат" в составе РН "Союз" ("Союз-Фрегат"), что позволило вывести на околоземные и межпланетные траектории отечественные и международные космические аппараты различного назначения.

С сентября 2003 г. по январь 2005 г. НПО им. С.А. Лавочкина руководил генеральный конструктор и генеральный директор Константин Михайлович Пичхадзе.

С января 2005 г. по 2010 г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина был назначен Георгий Максимович Полищук.

С 29 января 2010 года генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина назначен Виктор Владимирович Хартов.

Сорок лет НПО имени С.А. Лавочкина создает космические аппараты для решения очень сложных и интересных научно-технических задач. Предприятие располагает современной проектно-конструкторской и мощной лабораторной и испытательной базой. Его многотысячный коллектив накопил богатый опыт создания передовых технологий.

В проведении уникальных космических экспериментов на наших автоматических станциях принимали и принимают участие научные организации и фирмы Австрии, Болгарии, Венгрии, Ирландии, Польши, США, Франции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции. Размещение на борту станций современных научных приборов позволяет ученым всего мира получать информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.

"Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная". Это высказывание принадлежит Сергею Павловичу Королеву.

И мы, лавочкинцы, полностью согласны с ним!


Государственные награды предприятия








 http://www.laspace.ru/