50 лет назад начал свое путешествие «Луноход-1»

17.11.2020

«...17 ноября 1970 года в 6 часов 47 минут... «ЛУНА-17» совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Дождей. На посадочной ступени был установлен лунный аппарат «ЛУНОХОД-1». Впервые в истории космонавтики на Луну доставлен и приступил к научным исследованиям автоматический самоходный аппарат, управляемый с Земли».

«...В 9 часов 28 минут... по специальному трапу сошел автоматический аппарат «ЛУНОХОД-1», …удалился от посадочной ступени на расстояние 20 метров…». (Из сообщений ТАСС)

Так 50 лет назад началась работа нового уникального лунного вездехода и его путешествие по безмолвной лунной пустыне.

«...Природа имела несколько миллиардов лет — писал в те годы специальный корреспондент «Известий» Георгий Остроумов, — чтобы, изменяя и отбирая, совершенствовать органический мир, и современные нам животные часто удивляют нас гибкостью своего приспособления к изменяющимся условиям среды. По сравнению с естественной историей у конструктора были считанные мгновенья для того, чтобы провести селекцию мыслей и искусственный отбор идей, нацеленных на то, чтобы подвижная автоматическая станция сохраняла свою работоспособность при всех изменениях внешней среды и случайностях, ожидавших ее в чужом мире». Эти строки он посвятил создателям луноходов.

В записях заместителя главного конструктора Георгия Николаевича Бабакина – Олега Генриховича Ивановского (в 1976 году назначен главным конструктором по направлению создания лунных автоматических станций, принимал непосредственное участие в создании луноходов) сохранилась часть магнитофонной записи интервью Георгия Николаевича, названного просто Главным конструктором, радиокомментатору Центрального радио Торию Машкевичу в конце 1970 года.

Георгий Николаевич, по всей видимости, вначале рассказывал о полете и работе на Луне автоматической станции «ЛУНА-16». Заканчивая ту часть рассказа, он произнес:

«…В этом случае посадочная ступень служила стартовой площадкой для взлетающей с Луны ракеты… В варианте «ЛУНЫ-17» практически та же посадочная ступень служила основанием, на котором был установлен луноход, посадочная ступень была снабжена дополнительными устройствами типа трапов, по которым луноход мог сойти, ну и, естественно, наверху этой ступени стоял лунный самоходный аппарат, который назван теперь "ЛУНОХОДОМ-1".

— Маленький промежуточный вопрос: Вот некоторых наших слушателей интересует, вернется ли луноход на Землю вновь?

— Нет, это пока не предусматривалось, и возвращение его невозможно.

— Это чем объясняется? Видимо конструктивно?

— Это объясняется тем, что «ЛУНОХОД-1» не имеет никаких средств для взлета с Луны. У него нет двигателя реактивного, у него нет запасов топлива, у него нет ничего, чтобы стартовать с Луны.

— Это, видимо, и не предусматривалось программой полета станции «ЛУНА-17»?

— Конечно, не предусматривалось.

— Скажите, пожалуйста, что больше всего вас, ваших специалистов, экипаж, волновало при управлении луноходом?

— При каждом пуске космического аппарата всегда волнуешься, хотя он делается не первый раз, и привыкнуть к таким событиям трудно. Особенно большим волнением было начало управления луноходом и сход его на поверхность Луны.

Ну, такие волнующие события всегда наступают, когда что-то делается первый раз. Вероятно, конструктор первого автомобиля тоже волновался, когда запускал двигатель и ехал с очень малой скоростью. Ну, так же и мы волновались естественно, мы не знали, как он будет себя вести, мы не знали, будут ли хорошие сцепные качества у колес, будут ли достаточными условия проходимости по Луне.

— Что обеспечило высокую надежность работы всех систем лунохода?

— Нам пришлось делать далеко не одну машину для испытаний на земле. Эти испытания были проведены на вибрационных стендах и в барокамерах в условиях холода и в условиях тепла, мы вынуждены были испытывать машину на перегрузки, убедиться в том, что перегрузочные способности достаточны при посадке, хотя она и мягкая. Но создаются определенные перегрузки, которые необходимо выдержать аппарату, он должен нормально существовать после этих перегрузок. Были испытаны отдельные части аппарата в условиях облучения ультрафиолетом, потоками протонов, с тем, чтобы выяснить сохраняются ли качества поверхностей, их характеристики отражения солнечного света, что крайне важно для работы системы терморегулирования. Словом, был проведен очень большой этап наземных испытаний, который, как мы теперь с радостью отмечаем, дает свои результаты, и в процессе полета практически отказа ни одного не было».

Так, в сложнейших условиях – вакуум, космическая радиация, перепад температур между лунными ночами и днями, «Луноход-1» прошел по лунной целине 10540 метров, обследовав 80 тысяч кв. метров поверхности. Он передал результаты химического анализа лунного грунта в 25 точках, в 500 точках прибор оценки проходимости дал информацию о физико-механических свойствах грунта. На Землю передано более 200 обзорных высококачественных панорам и более 20 тысяч телевизионных кадров.

Космическая станция своей безотказной работой заслужила приоритетное мировое признание, официально признанное и зарегистрированное. Впервые мы публикуем уникальный документ – Дело о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической космической станцией «Луна-17».

Также предлагаем ознакомиться с впервые опубликованными документами на специальном разделе сайта Роскосмоса https://www.roscosmos.ru/29563/.

Испытания ходовой части Лунохода -1 с использованием системы обезвешивания


Сборочный цех НПО Лавочкина. Работы с Луноходом
Отработка стыковки «Лунохода-1» с РН и накатки головного обтекателя

Количество показов: 94

Возврат к списку