Спектр-РГ рассмотрел гигантское скопление галактик

24.08.2021

Телескоп eROSITA на борту космической обсерватории «Спектр-РГ», разработанной в НПО Лавочкина, впервые получил детальное изображение очень массивного скопления галактик в рентгеновском диапазоне. Дальнейшие наблюдения с помощью наземных телескопов помогли уточнить расстояние до скопления и исследовать галактики в нём. Соответствующая статья опубликована на сайте электронных препринтов arxiv.org и принята к публикации в «Письмах в Астрономический журнал».

Скопления галактик — самые большие гравитационно-связанные объекты во Вселенной. Они представляют собой сгущение темной материи, заполненное галактиками и горячим межгалактическим газом, светящимся в рентгеновский лучах. Общая масса скоплений может превышать Солнечную в 10х15 или в 1000000000000000 (квадриллионы) раз!

В ходе очередного обзора всего неба обсерватории Спектр-РГ ученые впервые получили детальное рентгеновское изображение далекого скопления галактик SRGe CL2305.2—2248 в миллиардах световых лет от нас.

Впервые его обнаружили в 2019 году в миллиметровом диапазоне телескопы АСТ (Атакамский космологический телескоп) и SPT (Южный полярный телескоп), однако рентгеновские наблюдения обсерватории «Спектр-РГ» помогли детально рассмотреть распределение и динамику горячего газа в скоплении и уточнить его массу.

По оценкам ученых, масса объекта составляет примерно 10х14 масс Солнца, что в сотни раз больше скопления, в котором находится наша галактика! Такие структуры очень редки во Вселенной, так как они могли не успеть образоваться за ~13,8 миллиардов лет ее существования.

По данным телескопа СРГ/eROSITA центральная часть скопления выглядит возмущенной, что по версии ученых может быть результатом воздействия всплывающих пузырей газа, которые «надуваются» активным ядром одной из центральных галактик скопления. А возможно, возмущения вызваны движением газа после недавнего слияния скопления с другим меньшей массы.

Наблюдения 6-метрового наземного телескопа БТА (Специальная астрофизическая обсерватория РАН) позволили уточнить красное смещение источника, которое соответствовало расстоянию до него 6,6 миллиардов световых лет. Наблюдения Российско-Турецкого 1.5-метрового телескопа в Антальи помогли исследовать галактики скопления.

cl2305.2_2248_erosita_rtt.png

Изображения скопления галактик SRGe CL2305.2–2248, полученные с помощью телескопов СРГ/eROSITA (слева) и РТТ-150 (справа, цвета искусственные). Изображение из статьи R. Burenin at al., 2021

В рентгеновском обзоре всего неба телескопом СРГ/eROSITA на борту обсерватории «Спектр-РГ» будут еще обнаружены порядка 100 тысяч скоплений галактик, включая все массивные скопления с массами выше 10х14 масс Солнца. Их детальное изучение поможет в решении многих космологических задач, в частности, поставит более точные ограничения на параметры космологических моделей.

* * *
Космическая обсерватория «Спектр-РГ» — первая отечественная обсерватория, работающая в окрестности точки Лагранжа L2, на расстоянии около полутора миллионов километров от Земли.  Она оснащена двумя уникальными рентгеновскими зеркальными телескопами: ART-XC (ИКИ РАН, РФЯЦ-ВНИИЭФ, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения. Телескопы установлены на космической платформе «Навигатор» (НПО Лавочкина, Россия), адаптированной под задачи проекта. За два года непрерывной работы, обсерватория  совершила три полных обзора небесной сферы, построила сверхчувствительную карту неба в рентгеновском диапазоне.

Источник: ИКИ РАН