К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне: НПО Лавочкина в 1941-1945 гг.
В предвоенные годы перед советскими авиаконструкторами стояла сложная задача – создать истребитель нового поколения, способный противостоять лучшим зарубежным машинам. В сентябре 1939 года на заводе № 301 в подмосковных Химках (ныне – АО «НПО Лавочкина») было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ) под коллективным руководством авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова для создания скоростного истребителя ЛаГГ-3. Этот самолёт стал первой и последней совместной работой этих конструкторов, затем каждый возглавил своё конструкторское бюро. В начале 1940 года постройка опытного экземпляра, получившего по номеру завода индекс И-301, была закончена, и 30 марта 1940 года самолёт совершил первый вылет.
Через год после создания, в 1940 году, ОКБ под руководством С.А. Лавочкина начало работать на базе завода № 21 в г. Горький. Здесь коллектив инженеров продолжил работу над модернизацией истребителя ЛаГГ-3. В сложнейших условиях военного времени им удалось добиться впечатляющих результатов. Лётные характеристики машины значительно улучшились: прирост скорости составил примерно 100 км/ч, возросли показатели скороподъемности и маневренности. Эти истребители были растиражированы за годы войны во многих тысячах экземпляров на заводах: № 21 в Горьком, № 31 в Таганроге и затем в Тбилиси, № 153 в Новосибирске, № 23 в Ленинграде, № 381 в Москве и № 99 в Улан-Удэ.
В годы Великой Отечественной войны коллектив авиационного завода № 301 вместе со всей страной встал на защиту Родины. Многие работники ушли на фронт, а оставшиеся, включая женщин, подростков и пожилых людей, взяли на себя тяжёлый труд в тылу. Предприятие перешло на режим военного времени: рабочие смены длились по 14‑16 часов, производство не останавливалось ни на день.
К началу Великой Отечественной войны воздушный флот страны располагал более чем тремястами самолетами ЛаГГ-3. Именно на этих истребителях открыли свой боевой счёт прославленные асы В.А. Зайцев, Н.М. Скоморохов, В.И. Попков, С.Д. Луганский, П.Я. Головачев, П.М. Камозин, ставшие впоследствии дважды Героями Советского Союза.
За создание самолета ЛаГГ-3 главные конструкторы С.А. Лавочкина, В.П. Горбунов и М.И. Гудков весной 1941 г. были удостоены высшей государственной награды – Сталинской премии I степени.
Боевой опыт воздушных сражений Великой Отечественной войны показал, что истребитель ЛаГГ-3 нуждается в модернизации. Перед ОКБ Лавочкина встала задача: повысить его лётные характеристики за счёт установки более мощного двигателя и улучшения аэродинамических форм конструкции самолёта. Так появился Ла-5 – фронтовой истребитель, сыгравший в военный период огромную роль. Создаваемый из недефицитных материалов, что в те годы имело немаловажное значение, он сочетал высокие тактико-технические характеристики с надежностью и необычайной живучестью. Не сокращая количества уже выпускавшихся и столь необходимых фронту «боевых единиц» ЛаГГ-3, завод № 21 перешел на выпуск нового самолёта, продолжая одновременно его совершенствование. В сентябре 1942 года полки новых истребителей Ла-5 были впервые и весьма эффективно использованы в сражениях за Сталинград, а в боях на Курском направлении уже было достигнуто превосходство Ла-5 по всему комплексу летных характеристик над различными модификациями «Мессершмитта-109» и «Фокке-Вульф-190».
Главный конструктор Ла-5 С.А. Лавочкин в июне 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда, орденами и медалями награждены многие работники его ОКБ и заводов, выпускающих самолет серийно.
Дальнейшие работы ОКБ по улучшению конструкции и аэродинамики самолета привели к созданию Ла-7 (скорость 680 км/час, вооружение – три пушки калибра 20 мм), который по праву считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
За 1941–1945 годы было построено 6528 ЛаГГ-3, 10002 Ла-5 и 5905 Ла-7 всех модификаций, т.е. всего 22435 самолетов, что составило 37% от общего выпуска истребителей заводами Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (НКАП) в годы войны. С учетом Ла-7, изготовленных в 1946 году, общий выпуск самолетов «Ла» составил 22739 самолетов. Каждый третий советский истребитель на фронте – это самолет конструкции Лавочкина! На них воевали и асы, и недавние выпускники лётных училищ. В историю вошли многократные примеры выдающегося мастерства и отваги в бою лётчиков-асов: Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба, А.П. Маресьева, К.А. Евстигнеева.
В то же время на базе не эвакуированной части авиационного завода № 301 в г. Химки круглосуточно, бесперебойно – даже при ведении боевых действий в непосредственной близости от города – восстанавливали прибывающих с фронта израненных «крылатых бойцов» и отправляли их вновь в сражающиеся полки. Всего за период войны завод № 301 капитально восстановил 1710 самолетов, из них непосредственно в воинских частях – 1463; отремонтировал 577 крыльев; собрал, облетал и отправил на фронт 3975 самолетов; изготовил 1166 крыльев для самолета Як-7 и 898 крыльев для самолета Як-9; переоборудовал и перевооружил 198 самолетов, чем внёс свой весомый вклад в общее дело по борьбе с фашистскими захватчиками. К маю 1945 года на заводе работало 3759 человек, из них 2585 рабочих.
За трудовой героизм и самоотверженность коллектив ОКБ, руководимый С.А. Лавочкиным, в ноябре 1944 года был отмечен высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
НПО Лавочкина бережно хранит память о тех, кто ценой невероятных усилий и самопожертвования приближал Великую Победу. В 1985 году, к 40-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на территории предприятия был открыт памятник работникам завода, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На нём увековечены имена 40 человек. Также на территории НПО Лавочкина установлен памятник легендарному самолету времён Великой Отечественной войны – Ла-5. Этот истребитель, рождённый в огне сражений, стал олицетворением трудового подвига конструкторов, инженеров и рабочих, ковавших Победу в тылу.