Авиация

Авиация

Ла-5-7ТК-3

Высотный истребитель (1943-1945 г.)

С 1941 г. немецкие высотные самолеты Ju-86 (потолок 14400 м) совершали безнаказанные полеты над Москвой, проводя воздушную разведку. Имеющиеся на вооружении СССР самолеты оказались не подготовленными для ведения огня на больших высотах при низких температурах. Требовалось срочно вооружить ПВО высотными истребителями и кислородным оборудованием.

В 1943 г. по заданию Государственного Комитета Обороны ОКБ Лавочкина приступило к работе по созданию высотного истребителя путем установки на самолет Ла-5 турбокомпрессоров ТК-3 конструкции ЦИАМ. Установка двух ТК-3 резко улучшала высотную характеристику мотора, что позволяло повысить потолок и скорость. На первом этапе работы в качестве летающего стенда был использован серийный самолет Ла-5. Испытания показали перспективность такой силовой установки. Это позволило перейти ко второму этапу - установке ТК-3 на серийный Ла-5ФН, получивший обозначение "ФТК". Заводские испытания "ФТК" выявили необходимость продолжения работ по доводке силовой установки с ТК. Одновременно в ОКБ был спроектирован и построен высотный истребитель "А". Он предназначался для выведения воздушного боя на высотах 13-13,5 км. Для получения потолка высоты порядка 14 км кроме установки ТК были увеличены площадь крыла и оперения, установлен новый винт, снято бронирование и одна пушка. Однако во время заводских испытаний самолет потерпел аварию.

В 1944 г. работы по созданию высотного истребителя были продолжены на базе серийного Ла-7. В июле 1944 года начались заводские испытания. Ввиду длительной доводки ВМГ с ТК, испытания одной из опытных машин, получившей заводской индекс "116", продолжалась до начала 1946 г., после чего были прекращены как потерявшие актуальность. Не оправдались также надежды, возлагавшиеся на Як-9ПД с нагнетателями Доллежаля, и на МиГ-11 с турбокомпрессорами. Наша авиация так и не смогла ничего противопоставить немецкому самолету Ju-86.