Авиация
Опытный истребитель (1948 г.)
Истребитель со стреловидным крылом, герметической кабиной и двигателем "Дервент-V" имел заводское обозначение "174" и стал прототипом будущего серийного истребителя Ла-15.
Английский двигатель "Дервент-V", помимо большей тяги (1590 кг), обладал меньшим удельным расходом топлива и значительным ресурсом, а также был оснащен удлиненной выхлопной трубой, что позволяло авиаконструкторам ликвидировать архаичную реданную компоновку.
Новый истребитель был спроектирован по той же схеме, что и самолет "168" (создававшийся под двигатель "Нин"), но являлся более легким. В проекте были предусмотрены многие новшества, значительно повышавшие тактико-технические данные: стреловидное крыло, безреданная компоновка фюзеляжа, герметическая кабина, воздушные тормозные створки, мощное трехпушечное вооружение. Самолет получил обозначение "174" и был построен в очень короткий срок - август-декабрь 1947 года. 8 января 1948 года И.Е. Фёдоров впервые поднял его в воздух.
Наибольшей неприятностью при испытаниях самолета "174" стала тряска хвостовой части фюзеляжа. Только к апрелю 1948 года удалось выяснить, что причина - в совпадении собственных частот колебаний фюзеляжа и стабилизатора. Было решено построить второй улучшенный экземпляр - "174Д" ("Дублер"). Однако закончить заводские испытания на первом экземпляре, несмотря на доводку стабилизатора, не удалось. В полете 11 мая вновь появилась тряска, после чего отказало управление рулем высоты. Летчик-испытатель И.Е. Федоров был вынужден воспользоваться парашютом и благополучно приземлился.
Эта авария больше чем на месяц задержала окончание заводских испытаний и предъявление "Дублера" на государственные испытания, которые начались 1 августа 1948 года. Испытывал А.Г. Кочетков, в облетах принимали участие также: П.Ф. Стефановский, А.Г. Прошаков, В.И. Хомяков, И.М. Дзюба, А.Г. Терентьев, В.П. Трофимов и Л.М. Кувшинов.
Летные данные были столь хороши, что самолет "174Д" уже 23 августа, одновременно с МиГ-15 по решению правительства был запущен в серийное производство на двух заводах. В дальнейшем самолет получил наименование Ла-15.
Опытный "174Д" по летным данным практически не уступал более мощному МиГ-15: максимальная скорость, соответственно, 1040 и 1042 км/ч. По пилотажным качествам, легкости управления и устойчивости на больших числах Маха самолет "174Д" имел значительные преимущества. Более жесткое крыло, не ослабленное нишами для уборки шасси, исключило проявление такого дефекта, как "валежка" на больших скоростях полета, имевшегося у МиГ-15. Кроме того, на "174Д" было применено бустерное управление элеронами, чего на МиГ-15 еще не было.
При запуске в серийное производство по требованиям ВВС были установлены новый фонарь с улучшенным обзором и антенная мачта для увеличения дальности радиосвязи, что повлекло за собой снижение максимальной скорости до 1026 км/ч, но это не повлияло на общее благоприятное отношение к самолету.
Первые серийные Ла-15 были выпущены уже в январе 1949 года.