Авиация
Серийный фронтовой истребитель, модификация истребителя Ла-5Ф (1943-44 гг.)
Это была самая совершенная модификация Ла-5. При создании самолета конструкторы реализовали все мероприятия по улучшению аэродинамики, рекомендованные ЦАГИ на основании обширных исследований в аэродинамических трубах; уменьшили массу конструкции и поставили новый более мощный мотор М-82ФН (с 1944 г. - АШ-82ФН, т.к. моторы стали обозначаться инициалами конструкторов).
Мотор М-82ФН имел систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры, что намного увеличило его надежность, т.к. отпала необходимость в регулировке многочисленных карбюраторов. Вскоре после начала выпуска была проведена модернизация органов управления самолетом. В результате Ла-5ФН стал одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и прекрасными маневренными качествами.
Вооружение истребителя было аналогично вооружению Ла-5, Ла-5Ф. Опытный образец Ла-5ФН "дублер" прошел испытания в марте 1943г. (летчик-испытатель - майор Г. А. Мищенко). Ла-5ФН войсковые испытания прошел в июле-августе 1943 г. на Брянском фронте и Курской дуге.
Массово начали использовать Ла-5ФН на Курской дуге. Здесь столкнулись в воздухе две новинки, приготовленные противниками к летним боям 1943 г. - Ла-5ФН и Фокке-Вульф FW-190A. Бои показали, что в качестве истребителя "фоккер" уступает "Лавочкину". В ходе Курской битвы произошел ставший легендарным воздушный бой старшего лейтенанта А.К. Горовца, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Зам. командира эскадрильи 88 гвардейского авиаполка А.К. Горовец сбил 9 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 (подобный случай был единственным в истории Великой Отечественной войны), но в тот же день, возвращаясь на аэродром, погиб в бою с четырьмя истребителями противника.
Знаменитый летчик А. Маресьев, вернувшись в строй после ампутации ног, воевал на Ла-5ФН и в боях на Курской дуге и в Прибалтике сбил 7 самолетов противника.
В 1943 г. Ла-5ФН стал сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. В результате "знакомства" с новой машиной Лавочкина, немецким летчикам предписывалось "ни в коем случае не терять скорость и избегать длительного воздушного боя".
Серийный выпуск Ла-5ФН производился почти целиком заводом №21 до конца 1944г. Всего было построено (на заводах № 21, № 31, № 99, №381) 10002 экземпляра самолетов Ла-5 всех модификаций.
В 1943 г. за разработку этого истребителя С.А. Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.