40 лет со дня запуска АМС «Вега-1» и «Вега-2»

40 лет со дня запуска АМС «Вега-1» и «Вега-2»

История
Vega121.jpg

40 лет назад, 15 и 21 декабря 1984 года, с космодрома Байконур были запущены автоматические межпланетные станции (АМС) «Вега-1» и «Вега-2» соответственно.

Космические аппараты «Вега» были созданы в рамках международного проекта «Венера-Галлея» и предназначены для исследования в пролётном сближении двух небесных объектов: планеты Венера и кометы Галлея, яркой короткопериодической кометы, возвращающейся к Солнцу каждые 75-76 лет.

По решаемым задачам, схеме полёта, конструкции, составу бортовых систем и научной аппаратуры «Вега-1» и «Вега-2» были полностью идентичны. Автоматические межпланетные станции состояли из двух частей: пролётного аппарата и спускаемого аппарата. Запуск двух одинаковых аппаратов необходимо было не только для повышения общей надежности выполнения экспедиционной задачи, но и для проведения контактных исследований поверхности Венеры в двух различных районах планеты, а также для изучения кометы Галлея при различном удалении её от Солнца.

Научный комплекс разрабатывался при участии широкой международной кооперации – специалистами СССР, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии, Франции.

Дорога к Венере была уже хорошо освоена ранее запущенными советскими межпланетными станциями, поэтому и полёт обеих станций «Вега» проходил практически без осложнений. На трассе перелёта проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонентов нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц. Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции «Вега-1» 178 суток, а для «Веги-2» – 176 суток.

С целью наведения спускаемых аппаратов в заданные точки входа в атмосферу Венеры на участке перелёта проводились две коррекции. 9 и 13 июня 1985 года от станций «Вега-1» и «Вега-2» соответственно были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня при входе в атмосферу разделились на посадочные аппараты и аэростатные зонды.

Впервые в практике мировой космонавтики в качестве исследовательского средства был применен аэростатный зонд. Совершая полностью автономный полёт на высоте 53-55 км и производя метеорологические измерения (температуры, давления, вертикальных порывов ветра, дальности видимости в облаках, средней освещенности) с помощью приборов метеокомплекса, размещенных в гондоле, аэростатный зонд периодически передаёт полученную информацию на Землю на волне 18 см. Приём информации с аэростатных зондов осуществляли две сети радиотелескопов: советская, координируемая ИКИ АН СССР, и международная, координируемая КНЕС (Франция).

Вскоре после пролёта Венеры автоматическими станциями «Вега-1» и «Вега-2» 25 и 29 июня 1985 года соответственно были проведены коррекции траектории космических (пролётных) аппаратов, с помощью которых они были направлены к комете Галлея.

Сближение с ядром кометы произошло для АМС «Вега-1» 6 марта 1986 года на расстоянии 8879 км, для АМС «Вега-2» – 9 марта на расстояние 8010 км. Скорость пролета достигала 80 км/с. Были определены строение ядра, размеры, инфракрасная температура, получены оценки его состава и характеристик служебного слоя. Впервые в мире были получены изображения ядра кометы (более 1000 фотоизображений). Пролёт сквозь кому кометы требовал значительных изменений в конструкции, направленных на повышение живучести пролётного аппарата. На станции была установлена броня из двухслойных, а в некоторых местах и трехслойных экранов, защищающих жизненно важные элементы станции.

«Вега-1» и «Вега-2» также были частью совместного с Европейским космическим агентством проекта «Лоцман». В рамках проекта во многом благодаря работе советских АМС удалось провести западноевропейскую межпланетную станцию «Джотто» на заданном расстоянии от ядра кометы.

Последний сеанс связи со станцией «Вега-1» был проведен 30 января 1987 года. В нем было зафиксировано полное израсходование азота в газобаллонах. Станция «Вега-2» продержалась дольше. Последний сеанс, в котором на борт проходили команды, был проведен 24 марта 1987 года.

Проект «Вега» стал триумфом отечественной науки и международного сотрудничества в космических исследованиях. В этом проекте было достигнуто множество научных и технических прорывов. Исключительно сложной была и баллистическая часть программы, которая совмещала полёт к Венере и комете Галлея.

По итогам принёсшей уникальные научные результаты экспедиции большая группа сотрудников НПО им. С.А. Лавочкина в числе других участников проекта была удостоена правительственных наград, отмечена государственными премиями. В.М. Ковтуненко – генеральный конструктор НПО им. С.А. Лавочкина и технический руководитель проекта «Вега» – был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

18 марта 1986 года в честь успешного завершения научной программы экспедиции состоялась встреча в Кремле М.С. Горбачева с советскими учеными-руководителями работ по проекту «Вега».

Все новости