75 лет назад на самолёте «Ла-176» впервые в стране достигнута скорость звука

75 лет назад на самолёте «Ла-176» впервые в стране достигнута скорость звука

Юбилеи
Ла-176.jpg

«Мы хотим создать такой самолет, который двигался бы со скоростью, приближающейся к скорости звука, равной ей и превышающей ее. До войны я мог бы написать на эту тему только полуфантастическую статью. Сейчас такой самолет для нас реальность. К нему привел нас опыт войны». С.А. Лавочкин (август 1945г.)

26 декабря 1948 года на экспериментальном истребителе конструкции Семёна Алексеевича Лавочкина «Ла-176» в полёте со снижением достигнута скорость звука (лётчик-испытатель ОКБ О.В. Соколовский).

Для штурма «звукового барьера» на базе модификации «Ла-168» был создан новый истребитель. Создание реактивного самолета, способного развить в полёте скорость звука, рождало смелые и оригинальные решения: совершенствование конструкции самолёта, замена двигателя на более мощный ВК-1, воздушные тормоза, технологии для создания идеальной поверхности крыла и фюзеляжа, новое электро- и радиооборудование. Ступенью в развитии аэродинамической компоновки скоростного самолёта стало то, что крылу и оперению «176-ого» придали большую стреловидность, чем у любого другого боевого самолёта того времени – 45 градусов.

В зимнее время самолёт «176» проходил испытания в Крыму на аэродроме города Саки.
Лётчикам-испытателям О.В.Соколовскому и И.Е.Фёдорову была поставлена новая задача - преодолеть скорость звука. Никому в то время сделать это ещё не удавалось. Полёты производились от 10000 метров со снижением и с последующим переводом в горизонт. Фёдорову и Соколовскому в полётах со снижением неоднократно доводилось превышать скорость звука, но официально это не регистрировалось. Лишь после тарировки приёмника воздушного давления в аэродинамической трубе ЦАГИ удалось по прибору зафиксировать сверхзвуковой полёт. После обработки результатов было определено, что 26 декабря в полёте О.В. Соколовского было достигнуто число М=1,0 на высоте 9060 метров. Заветный рубеж был взят! Результаты были немедленно сообщены в Москву. Ведущие специалисты ЦАГИ и ЛИИ тщательно проверили и подтвердили их достоверность. В официальном отчёте по испытаниям записано: «Такую скорость самолёта в СССР получили впервые. Материалы лётных испытаний самолета «176» представляют из себя исключительную ценность для нашей авиации». Несомненный успех в преодолении звукового барьера был омрачён катастрофой — во время одного из следующих полётов на «Ла-176» разбился лётчик-испытатель О.В. Соколовский.

Тем не менее, факт остается фактом: Советский Союз, всего лишь спустя 3 года после окончания самой разрушительной в мировой истории войны, смог войти в число ведущих держав с развитым самолётостроением и разработал крылатые машины, которые одними из первых достигли скорости звука. В отечественной авиации началась новая эра – эра сверхзвуковых скоростей, а новаторские разработки ОКБ С.А. Лавочкина были подхвачены другими конструкторскими бюро.

Все новости