Ла-5ФН снова на испытаниях в НПО им. С.А. Лавочкина
Сегодня в НПО им. С.А. Лавочкина проводятся испытания на прочность макета легендарного самолета Ла-5ФН.
Общество «Авиационно-реставрационная группа» ранее изготовило макет самолета Ла-7 для памятника в Химках. В настоящее время ими изготовлен макет самолета Ла-5ФН для установки на постамент в Туле. При расчетах порывов ветра в месте, где будет установлен памятник, специалисты реставрационной группы посчитали, что, возможно, прочностные характеристики макета не достаточно надежные и для перестраховки было решено провести дополнительные испытания профессионалами ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина».
Наши специалисты в рамках помощи патриотическим организациям взяли под свой контроль этот проект, и сейчас проводят всю необходимую подготовку для того, чтобы макет Ла-5ФН прочно держался на композиции монумента в Туле.
При изготовлении макета самолета, который установлен в Химках, силами нашего предприятия уже были осуществлены подобные работы. Тогда, в 2007-ом году для проверки прочности конструкции самолет нагружали мешками с песком. В этот раз реставраторы просят провести аналогичные испытания и расчеты. Что касается летно-боевого самолета Ла-5ФН, то это была самая совершенная модификация Ла-5. При создании самолета конструкторы реализовали все мероприятия по улучшению аэродинамики, рекомендованные ЦАГИ на основании обширных исследований в аэродинамических трубах; уменьшили массу конструкции и поставили новый более мощный двигатель М-82ФН.
Массово начали использовать Ла-5ФН во время Второй мировой войны на Курской дуге. Здесь столкнулись в воздухе две новинки, приготовленные противниками к летним боям 1943 г. – Ла-5ФН и Фокке-Вульф FW-190A. Бои показали, что в качестве истребителя «Фокке» уступает «Лавочкину». В ходе Курской битвы произошел ставший легендарным воздушный бой старшего лейтенанта А.К. Горовца, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Зам. командира эскадрильи 88 гвардейского авиаполка А.К. Горовец сбил 9 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 (подобный случай был единственным в истории Великой Отечественной войны), но в тот же день, возвращаясь на аэродром, погиб в неравном бою с четырьмя истребителями противника.
Знаменитый летчик А. Маресьев, вернувшись в строй после ампутации ног, воевал на Ла-5ФН и в боях на Курской дуге и в Прибалтике сбил 7 самолетов противника. В 1943 г. Ла-5ФН стал сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. В результате «знакомства» с новой машиной Лавочкина, немецким летчикам предписывалось «ни в коем случае не терять скорость и избегать длительного воздушного боя».
Серийный выпуск Ла-5ФН производился почти целиком заводом №21 до конца 1944г. Всего было построено (на заводах № 21, № 31, № 99, №381) 10002 экземпляра самолетов Ла-5 всех модификаций.
В 1943 г. за разработку этого истребителя С.А. Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.