НПО Лавочкина в годы Великой Отечественной войны

НПО Лавочкина в годы Великой Отечественной войны

Дайджест
Сборочный цех завода № 21, 1943 г..jpg
Фото 1 Летчики Ла5ФН.jpg
Фото 6.jpg
Фото 7.jpg

Образованное в сентябре 1939 года на Химкинском авиационном заводе № 301, ОКБ С.А. Лавочкина, создав под Москвой свой первый истребитель (ЛаГГ‑3), с декабря 1940 года работало на базе завода № 21 в г. Горький. В течение всей Великой Отечественной войны ОКБ находилось на переднем крае технического противоборства с немецкой авиапромышленностью и выдержало его с честью. В тяжелых условиях войны во главу угла ставилось бесперебойное снабжение фронта боевой техникой, а вносить кардинальные изменения в конструкцию и технологию производства было невозможно. Тем не менее, конструкторы, скрупулезно анализируя каждую деталь, каждый узел, внося в них минимально необходимые улучшения, сумели существенно улучшить исходный самолет («Истребитель-301» – он же «ЛаГГ-3», 1939-1940 гг.), увеличив его скорость примерно на 100 км/ч, повысить скороподъемность, маневренность и другие боевые качества. Одновременно снижалось время изготовления машины, и наращивались объемы производства. Самолет, рожденный в подмосковных Химках, последовательно совершенствуясь и улучшаясь, был растиражирован за годы войны во многих тысячах экземпляров на заводах: № 21 в Горьком, № 31 в Таганроге и затем в Тбилиси, № 153 в Новосибирске, № 23 в Ленинграде, № 381 в Москве и № 99 в Улан-Удэ. За 1941–1945 годы было построено 6528 ЛаГГ-3, 10002 Ла-5 и 5905 Ла-7 всех модификаций, т.е. всего 22435 самолетов, что составило 37% от общего выпуска истребителей заводами Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (НКАП) в годы войны. С учетом Ла-7, изготовленных в 1946 году, общий выпуск самолетов «Ла» составил 22739 самолетов. Каждый третий советский истребитель на фронте – это самолет конструкции Лавочкина!

Судьба 301-го завода в годы войны оказалась не простой. В октябре 1941 года ввиду быстрого продвижения немцев вглубь страны завод был эвакуирован в Новосибирск, где слился с заводом № 153.

Но уже в конце ноября 1941 года в Химках на площадях завода № 301 с использованием оставшегося оборудования и немногочисленных кадров были созданы фронтовые авиаремонтные мастерские. Задачей мастерских стал ремонт самолетов Як-1, Як-7 и ЛАГГ-3, а с начала 1942 года – после успешного контрнаступления советских войск – также сборка, облет и сдача новых самолетов, прибывавших железнодорожным транспортом в разобранном состоянии главным образом с завода № 153, а также с заводов №№ 292 и 21.

В апреле 1942 года на площади авиаремонтных мастерских был вновь воссоздан государственный союзный авиазавод № 301, который вошел в состав 6‑го главка НКАП. Тогда же завод стал выпускать деревянные части крыла истребителя Як-7 для Тушинского завода № 82. С октября месяца завод изготовлял крыло Як-7 целиком (с металлическими частями).

В 1943 – 1944 гг. основной деятельностью завода № 301 было изготовление крыльев Як-7 для завода № 82, а также сборка, облет и сдача заказчику самолетов Як-7 и Як-9, прибывающих железнодорожным транспортом с сибирских заводов №№ 153 и 166.

Всего за период войны завод № 301 капитально восстановил 1710 самолетов, из них непосредственно в воинских частях – 1463; отремонтировал 577 крыльев; собрал, облетал и отправил на фронт 3975 самолетов; изготовил 1166 крыльев для самолета Як-7 и 898 крыльев для самолета Як-9; переоборудовал и перевооружил 198 самолетов, чем внёс свой весомый вклад в общую победу. Ко Дню Победы на заводе работало 3759 человек, из них 2585 рабочих.

С началом войны многие работники завода добровольно ушли на фронт. В 1985 году, к 40-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне на территории АО «НПО Лавочкина» был открыт памятник работникам завода, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. На нём увековечены имена 40 человек.

Все новости